В наши дни женщина за штурвалом самолета, а тем более на его борту никого не удивляет. Но еще 100 – 150 лет назад сообщения о том, что кто-то в юбке совершил перелет (и не верхом на метле, а что ни на есть на самом настоящем воздухоплавательном средстве), вызывали бурю эмоций. Специально к Международному женскому дню факты о первых ласточках, променявших уют кухни на бескрайние просторы небес.
- Элиза Дерош — первая женщине покорившая небо. Произошло это событие 22 октября 1909 года, когда бесстрашная француженка поднялась в небо на аэроплане своего друга Шарля Вуазена. Полет был незапланированным, Вуазен дал «погонять» своей очаровательной подруге на аэроплане по полю, но та не удержалась и набрав нужную скорость поднялась в воздух на высоту около 6 метров, пролетев таким образом более 300 метров. Случайный полет прибавил опытному авиатору седых волос, а мадмуазель Дерош сподвиг на серьезное покорение небес.
Меньше чем через год, с 6 по 13 февраля 1910 года, она примет участие в соревнованиях авиаторов в Гелиополисе. 8 марта 1910 года, когда были подведены итоги соревнований, Элиза, по результатам полета, получила удостоверение пилота под номером 36, став первой летчицей Франции, до нее подобные удостоверения выдавались только мужчинам. - Первой русской женщиной-авиатором стала Лидия Зверева, получившая диплом пилота-авиатора 10 августа 1911 года.
Сразу после окончания авиационной школы Лидия участвует в демонстрационных полетах на «фарманах». Авиационные машины тех лет не отличались особой надежностью: кабины не закрывались и часто переворачивались от сильного порыва ветра. В конце 1912 года Лидия Зверева переезжает в Ригу, в то время город являлся центром российской авиации, чтобы принять участие в испытании продукции Русско-Балтийского завода «Мотор». Зверева получает разрешение не только на испытание самолетов, но и на их строительство. - Карьера первой женщины-летчицы на Кавказе Лейлы Мамедбековой началась после окончания ею Бакинскоого аэроклуба. Свой первый полет она совершила в 1931 году. Затем она переехала в Москву и продолжила обучение в Тушинском лётном училище. Во время Великой Отечественной войны Мамедбекова хотела пойти на фронт, но ей, как матери четырёх несовершеннолетних детей (всего их у неё было шестеро), было отказано. Однако майор авиации Мамедбекова не могла сидеть, сложа руки: она решила заняться подготовкой парашютистов.
- Берилл Маркхэм первая женщина-пилот Африки, получившая свидетельство пилота в 1933 году. На протяжении многих лет Берил совершала полеты по африканскому континенту со спасательными миссиями, самостоятельно покоряя неизведанные территории. 9 сентября 1936 года Маркхэм стала первой женщиной-пилотом, решившей отправиться в одиночный трансатлантический полет с востока на запад, из Англии.
- Гарриет Квимби — первая американская пилотесса.Интерес к полетам появился у нее в октябре 1910, когда Гарриет в Нью-Йорке познакомилась с Джоном Муазеном, летчиком и инструктором. Муазен приобрел известность, первым облетев вокруг Статуи Свободы. Сестра Муазена Матильда и Гарриет Квимби начали брать у Джона уроки пилотирования. 31 июля 1911 года, после пяти недель обучения, Гарриет предприняла попытку сдать экзамен, но потерпела неудачу при посадке. На следующий день испытание повторилось, на этот раз все трудности Квимби успешно преодолела. 1 августа первой из американских женщин Гарриет Квимби получила летчицкое свидетельство
- Амелия Эрхарт женщина-авиатор Соединенных штатов Америки в январе 1921 года начала брать уроки летного мастерства. Через полгода Эрхарт приобрела свой первый собственный самолёт – небольшой ярко-желтый биплан «Киннер Эйрстер». В те годы в США для пилотирования личного самолета еще не требовалось обязательного наличия формальной лицензии. Лицензию Национальной Ассоциации Аэронавтики США Амелия Эрхарт получила лишь в 1923 году. 22 октября 1922 года Амелия Эрхарт установила свой первый мировой рекорд, поднявшись на высоту 4300 метров.Также она осуществила перелёт через Атлантический океан в 1932 году, а через 3 года решилась проложить воздушный путь от Гонолулу до Окленда. Увы, известность к ней пришла после того, как она разбилась в авиакатастрофе при попытке обогнуть Земной шар.
- Голанчикова Любовь — русский авиатор, ставшая первой женщиной пилотом-испытателем.
Любовь была актрисой, но, сдав пилотский экзамен, окончательно ушла от работы на сцене. Поставив мировой рекорд высоты для женщин в 1912 году, она стала известна каждому лётчику в мире. «Мы, воздушные странницы, самые смелые люди. Время как будто остановилось для нас. Вечность задевала нас своим крылом. И пусть до звёзд ещё далеко, но «вольный сын эфира» — аэроплан — поднимет воздухоплавательных Тамар ещё высоко над землей», — сказала она. - Надежда Руссо первая румынская женщина, которой удалось получить лицензию лётчика. Не оставила она небо и в военные годы, став пилотом санитарной авиации румынской армии. Благодаря её мужеству и опыту было спасено более 100 жизней.
- Рут Элдер
Попытка беспосадочного перелета из Америки в Европу в1927году. Не завершился по техническим причинам.
Но был зарегистрирован рекорд длительности полета-3 600