Ирландский лоукостер Ryanair со второй попытки все-таки выходит на украинский рынок. Этого события ждали с таким нетерпением, что премьер-министр Владимир Гройсман поспешил первым анонсировать подписание соглашения между авиакомпанией и украинскими аэропортами «Борисполь» и «Львов» еще за два дня до этого. При этом само подписание прошло с участием президента Украины Петра Порошенко и напоминало торжественную церемонию, пишет DW.
Вместе с тем, если сравнить с первой, провальной, попыткой выйти на украинский рынок в 2017 году, Ryanair почти в два раза увеличил общее количество рейсов по украинскому направлению: с 8 до 15. Но, чтобы привлечь лоукостер, украинским аэропортам пришлось пойти на серьезные уступки. Как заявил директор по развитию аэропорта «Борисполь» Максима Волошина, ирландской компании была предоставлена скидка в 80% на два портовых сбора. Несмотря на это, премьер-министр Гройсман настаивает на позитивном результате переговоров. Он уверен, что внедрение новых скидок не только для Ryanair, но и других авиакомпаний, уменьшит их расходы на обслуживание в аэропорту. «И здесь необходимо отследить, чтобы это положительно сказалось на стоимости авиабилетов», — сказал Гройсман на заседании правительства.
В свою очередь, министр инфраструктуры Владимир Омелян убеждает, что именно снижение цен на авиабилеты и увеличение доступности авиапутешествий для украинцев и было основной задачей украинской власти при поиске вариантов выхода ирландского лоукостера на украинский рынок.
Кроме того, он уточнил, что дело не только в самой Ryanair, но и в конкуренции, которая увеличится при появлении новых игроков. В качестве примера, Омелян называет решение другого лоукостера, венгерской компании Wizz Air, уже много лет осуществляющего авиаперевозки между Украиной и рядом стран Европы, снизить цены на 30% сразу после объявления новости о подписании соглашения с ее конкурентом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Wizz Air откроет 70 новых маршрутов
При этом директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий призывает не рассчитывать на продолжительность эффекта. По его мнению, существенная разница будет заметной только в первые месяцы после появления Ryanair. «Обычная европейская практика такова: когда лоукостер заходит на рынок, он начинает ценовую войну, и тогда цена действительно падает в разы», — отметил эксперт.
В перспективе, по словам Ланецкого, когда станет понятно, какую долю рынка удалось закрепить, цены понемногу вырастут до уровня рыночных, особенно по тем направлениям, из которых удалось вытеснить конкурентов.
Также довольно спокойно оценил ситуацию с будущей стоимостью авиабилетов и бывший заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава. Он подчеркнул, что все авиакомпании, в том числе лоукостеры, используют динамическое ценообразование — сложные алгоритмы путем анализа спроса определяют, сколько билетов и по какой цене предлагать.
«Именно поэтому в самолете рядом в двух креслах могут сидеть пассажиры, летящие за 25 и за 250 евро. Промотарифы с ценой на уровне нескольких десятков евро на самые популярные туристические направления в нормальной ситуации возможна лишь на неудобное время и в низкий сезон», — говорит Кава.
Как отмечают опрошенные эксперты, невзирая на агрессивную политику Ryanair, остальным авиаперевозчикам на украинском рынке на данный момент еще ничего не угрожает. Так министр инфраструктуры убежден, что перспективы для роста еще далеко не исчерпаны. По словам Омеляна, это отлично показывает пример компании Qatar Airways, которая после появления в Украине имеет переполненные рейсы, несмотря на недешевые билеты. При этом министр отмечает, что для украинской авиакомпании МАУ появление Ryanair может открыть дополнительные возможности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: МАУ открыла рейс Киев – Винница
«Благодаря хорошо развитому азиатскому направлению украинский авиаперевозчик сможет «подхватывать» пассажиров, прибывающих в Киев ирландским лоукостером, чтобы путешествовать дальше», — считает Омелян.
А замминистра инфраструктуры добавляет, что немного тяжелее придется венгерской Wizz Air.
«После смены стратегии Ryanair активизировался на тех направлениях, на которых зарабатывают венгры. Поэтому в итоге на некоторых маршрутах может остаться только один из перевозчиков», — предупреждает он.
Вместе с тем, Ланецкий убежден, что гораздо большую опасность Ryanair несет для небольших компаний, которые имеют гораздо меньше резервов, чтобы выдержать длительное противостояние.
По словам Омеляна, шансы на то, что Ryanair не остановится на достигнутом и будет расширять географию полетов из Украины, чрезвычайно высоки. Министр предупреждает: появление новых украинских городов на карте ирландского лоукостера будет зависеть от того, как другие аэропорты смогут договориться с Ryanair и успешности первых месяцев работы авиакомпании. «Хотя по второму пункту, я уже получил письмо от руководителя Ryanair Майкла О’Лири о том, что в течение первых дней продажи билетов значительная их часть уже была раскуплена», — рассказывает Омелян. Он уверен: на будущие рейсы ирландского лоукостера вполне могут претендовать также Днепр, Одесса и Харьков.
В то же время, по словам Ланецкого, для развития украинских аэропортов приход Ryanair может иметь и негативные последствия.
«Снижение тарифов «Борисполя» приведет к значительной потере поступлений, которые можно было бы направить на развитие авиационной инфраструктуры», — отмечает эксперт.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Топ-предложений февраля
По его предварительным оценкам, за эти деньги можно было восстанавливать по несколько аэропортов в год. Как подчеркивает Ланецкий, одной из причин, почему международные авиакомпании не летают во многие украинские города, являются заброшенные аэропорты.